СУ-122-54Во время Великой Отечественной Войны самоходки с передним расположением боевого отделения, такие как СУ-100 или ИСУ-152, получили широкое распространение во всех воюющих армиях. Выгода понятна – без глубокой переделки на танковую базу можно было установить более мощное орудие, которое не могло влезть в башню. Но и недостатки так же очевидны. Далеко выпирающее вперёд орудие сильно ухудшало проходимость, оно могло банально воткнуться в холм или склон противотанкового рва. Но этот недостаток с лихвой компенсировался предыдущим достоинством. Этот недостаток можно было устранить, разместив боевое отделение сзади, но тогда нужно было переносить двигатель вперёд и вообще достаточно глубоко переделывать танковую базу. Но война закончилась, и казалось, время подобных машин прошло. Однако же нет. В 1954 году на базе послевоенного танка Т-54 была сделана, пожалуй, последняя Советская машина подобной компоновки. В начале 1949 г на основании постановления Совета министров СССР Главное бронетанковое управление выдало конструкторскому бюро завода №9 технической задание на разработку и изготовление опытного образца 122-мм самоходной пушки на шасси нового серийного среднего танка Т-54, запущенного в производство в 1947 г. Корпус машины, получившей обозначение Cy-122-54 (Объект 600), сварен из катаных листов стали толщиной 100 мм, лобовая часть неподвижной рубки и верхняя лобовая плита корпуса выполнены сплошными, борта и корма имеют рациональные углы наклона. Благодаря поперечному расположению двигателя рубка получилась просторной. В ней свободно разместилась пушка Д-49, обслуживаемая двумя заряжающими, и боекомплект из 35 выстрелов. На крыше рубки во вращающейся командирской башенке размещен дальномер ТКД-09 с базой 900 мм. позволивший сократить время подготовки исходных данных для стрельбы, а рядом на турели установлен 14.5-мм пулемет КПВТ, который обслуживал заряжающий, получивший возможность вести огонь не только по воздушным, но и по наземным целям. Второй такой же пулемет (впервые на подобной машине) был спарен с пушкой. Само орудие оборудовано телескопическим шарнирным прицелом ТШ2-24 — для ведения огня прямой наводкой на дальностях до 6000 м и механическим С-72-24 с панорамой, — для стрельбы с закрытых позиций на расстояние до 14000 м. Для того, чтобы уменьшить загазованность боевого отделения, конструкторы применили продувку ствола сжатым воздухом, как на немецких тяжелых танках, а потом внедрили эжекционную систему. В распоряжении механика-водителя имелись три перископических прибора наблюдения. В качестве силовой установки применен стандартный танковый дизель В-54 мощностью 382 кВт. Его поставили поперек корпуса, поэтому длину моторно-трансмиссионного отделения удалось сократить на 650 мм. а боевого — увеличить, и все это при неизменных размерах базового корпуса. Двигатель и трансмиссия почти не переделывались, изменения коснулись лишь вспомогательных систем и агрегатов. Зато совершенно иной стала конфигурация внутренних топливных баков, а вместо трех наружных применили два. Воздухоочиститель модернизировали, в систему воздушного запуска двигателя включили компрессор с приводом от коробки передач. У первых образцов самоходок в состав трансмиссии входили гитара, главный фрикцион, 5-скоростная коробка передач, бортовые фрикционы с ленточными тормозами и бортовыми редукторами. В последующих сериях машины получили 2-ступенчатый планетарный механизм поворота; а также уширенные гусеницы, что позволило уменьшить удельное давление на грунт. Их оснастили цевочным зацеплением, из-за чего пришлось изменить траки и устройство ведуших и направляющих колёс, а из-за сместившегося вперед центра масс потребовалось перекомпоновать расположение опорных катков. Подвеска осталась индивидуальной, торсионной. Что касается ходовой части, то она отличалась от базовой только взаиморасположением катков, что было обусловлено смещением вперед центра тяжести машины. Ствол 122-мм пушки Д-49 состоял из трубы-моноблока, дульного тормоза (впервые в практике советского танкостроения примененного на самоходном орудии), эжектора и навинтного казенника. Внутреннее устройство ствола длиной 5933 мм, баллистику и боеприпасы позаимствованы, с небольшими доработками, у танковой пушки Д-25Т, которая стояла на тяжелых танках ИС-3 и ИС-4. Затвор с горизонтальным перемещением клина оборудован полуавтоматикой механического типа, Качающаяся часть Д-49 располагалась в боевом отделении на горизонтальных цапфах, смонтированных на неподвижной бронировке лобового листа корпуса. Подъемный механизм секторного типа обеспечивал углы вертикального наведения орудия от -3° до +20°. При возвышении ствола на 20° дальность стрельбы осколочно-фугасными снарядами достигала 13400 м. Противооткатное устройство состояло из гидравлического тормоза отката и гидропневматического накатника, чьи цилиндры жестко соединялись с люлькой и при выстреле оставались неподвижными. В комплекс раздельно-гильзового заряжания входил досылатель, который представлял собой электромеханический агрегат, состоявший из каретки и электропривода. Двое заряжающих укладывали на лоток снаряд и выводили каретку на линию ствола, после чего снаряд автоматически посылался в казенник. Затем таким же образом поступали с боевым зарядом, находившимся в гильзе. Скорострельность составляла 5-6 выстрелов в минуту. В боекомплекте пушки имелись осколочно-фугасные гранаты ОФ-471, бронебойные остроголовые снаряды Бр-471, бронебойные тупоголовые с баллистическим наконечником Бр-471Б, все весом по 25 кг и с начальной скоростью 795 м/с. Кроме них, расчет мог применять и гранаты от гаубиц того же калибра М-30 образца 1938 г., а позже и Д-30, принятых на вооружение в 1960 г. Однако проведенные испытания обоих бронебойных снарядов показали, что их воздействие на современную иностранную бронированную технику далеко от ожидаемого. Так, на дистанции 2000 м при угле встречи с целью в 60° тупоголовый снаряд пробивал стальные листы толщиной только до 100 мм, а остроголовый — не более 30 мм. Поэтому одновременно с разработкой пушек с усовершенствованной баллистикой ствола приступили к проектированию подкалиберных и кумулятивных снарядов, в том числе оперенных. Они обеспечивали пробивание лобовой брони корпусов и башен американских танков М60 (бронезащита соответственно 120 мм и 170 мм), M48A2 (90 и 90 мм) и английских "Чифтен" (120 мм и 150 мм) с расстояния 2500 м. Подобное действие бронебойных оперенных подкалиберных снарядов на время снизило интерес конструкторов и военных заказчиков к кумулятивным снарядам калибра 122 и 152 мм, применявшихся расчетами самоходных орудий. Однако очередное усиление бронирования боевой техники в армиях потенциальных противников потребовало опять обратиться к созданию новых образцов боеприпасов. В ходе научных исследований специалисты определили, какими должны быть материалы, структура и форма воронки, в которой при взрыве создается направленная струя раскаленных газов (кумулятивный эффект), методы обработки корпусов снарядов. В результате через некоторое время появились улучшенные бронебойные оперенные подкалиберные 122-мм снаряды, поражавшие любые танки и самоходные орудия на всех расстояниях. CУ-122-54 (Объект 600) также претерпела изменения, было усилено бронирование рубки, на машине установили фильтровентиляционную установку, благодаря которой экипаж мог вести боевые действия в условиях применения оружия массового поражения. В 1954 г, полигонные и войсковые испытания были завершены и СУ-122-54 (Объект 600) приняли на вооружение Советокой Армии. Серийное производство машины велось на заводе "Баррикады" (№221) с 1955 г по 1961 г. СУ-122 (СУ-122-54) выпускали недолго, так как в 50-е годы в армиях многих стран появилось первое поколение противотанковых управляемых ракет, и большинство военных специалистов пришло к выводу, что роль истребителей танков перейдет к легким, маневренным машинам с ракетным вооружением и минимальным бронированием. К тому же выяснилось, что основным танкам, обладающим высокими тактико-техническими характеристиками, свойственна большая универсальность, чем их предшественникам периода второй мировой воины. В частности, как показал опыт недавних военных конфликтов, они эффективно поражают маневрирующие бронированные цели, в том числе танки. Поэтому необходимость в специальных противотанковых самоходных артустановках, даже таких совершенных, как СУ-122 или французская "Фош"-, окончательно отпала.
На главную |