СГ-122(А)Об использовании трофейной техники в составе вермахта и многочисленных “эрзац-проектах” на базе чехословацких и французских танков знают многие. Намного меньше известно о танках и САУ немецкой армии, служившей в рядах РККА. Как правило, упоминание о боевом применении “техники врага” являлось в советское время нежелательным. А ведь трофеи доставались Красной Армии ещё с июня 1941 года.
Из широкого спектра применявшихся на Восточном фронте танков вермахта наибольшие потери с начальный период войны пришлись на легкие Pz.38(t) и средние Pz.III различных модификаций. Это было вполне логично, если учесть, что примерно на 60% немецкие танковые части были укомплектованы именно этими машинами. С Pz.38(t) вопрос был решен практически сразу – наименее поврежденные танки ремонтировались и вновь отправлялись на фронт. А вот Pz.III ждала несколько иная участь. Первой самоходкой, построенной на шасси Pz.III, стало изделие завода №592, который с сентября 1941 года был ориентирован на ремонт танкового и артиллерийского вооружения, в том числе и трофейного. Опыта в проектировании гусеничной бронетехники специалистам ремонтного завода не хватало, но инициативы было более чем достаточно. В качестве образца для советской САУ было явно выбрано самоходное орудие StuG III с передним расположением боевого отделения. С другой стороны, компоновка Pz.III с трудом позволяла как-то иначе расположить орудие и рабочие места экипажа. Официальной датой начала работ можно считать 13 апреля 1942 года, когда на имя директора завода и начальника ремонтного управления АБТУ РККА было составлено письмо следующего содержания: "Секретно. Начальнику ремонтного управления АБТУ КА бригадинженеру Сосенкову. Выбор в пользу 122-мм гаубицы М-30 оказался далеко не случайным. Армии срочно требовалось мобильное средство поддержки пехоты, способное уничтожать полевые укрепления, “работать по площадям” и, в случае необходимости, бороться с бронетехникой противника. Для этих целей М-30 полностью удовлетворяла требования пехоты. Кроме того, после огромных потерь 1941-1942 гг., в тылу стало накапливаться значительное количество этих гаубиц, для которых не было передков и механизированной тяги. Ещё одним возможным фактором стало отсутствие других подходящих артсистем. Более крупный калибр (например 152,4-мм) установить не представлялось возможным по причине высокой нагрузки на шасси. Установка пушек калибра 45-мм или 76,2-мм превращало бы самоходку в безбашенный танк. Впрочем, к последнему варианту всё же пришлось вернуться в 1943 году. Проект был разработан под руководством инженера А.Каштанова и отличался простотой конструкции. Гаубица устанавливалась в прямоугольной боевой рубке, лобовой лист которой был установлен под наклоном. Из-за немаленьких габаритов противооткатные устройства М-30 сильно выступали за пределы боевой части и для них предусматривалась отдельная бронировка. Создание самоходной 122-мм гаубицы было оценено техотделом НКВ чрезвычайно высоко и в мае 1942 года начались испытания первого опытного образца, получившего название "Штурмовая самоходная гаубица СГ-122 (Артштурм)" или сокращенно СГ-122(А).
Из сохранившегося описания следует, что СГ-122(А) была создана на базе штурмового орудия StuG III Ausf.C или Ausf.D, а не среднего танка Pz.III. Это было несколько проще в технологическом плане, однако 122-мм гаубица в любом случае не становилась в стандартную немецкую рубку и её пришлось срезать. Боевая рубка советского проекта была заметно выше и обладала следующим бронированием: лоб – 45 мм, борта – по 35 мм, корма – 25 мм, крыша – 20 мм. Для необходимой прочности горизонтального стыка она была усилена снаружи и изнутри накладками толщиной около 6-8 мм. Для высадки и посадки экипажа имелись два прямоугольных люка, один из которых находился в задней части рубки, а второй был сделан в лобовом бронелисте справа.
На СГ-122(А) станок немецкого орудия StuK 37 демонтировался, а на его место устанавливался станок от М-30, изготовленный по типу немецкого. Основной боекомплект гаубицы размещался по бортам САУ, а несколько снарядов "оперативного использования" – на дне позади гаубичного станка.
Ходовая часть полностью заимствовалась от немецкой самоходки. Применительно на один борт она включала 6 опорных катков с индивидуальной торсионной подвеской и гидравлическими амортизаторами, 3 поддерживающими роликами, ведущим колесом переднего расположения и заднимн направляющим колесом. Гусеница изготовлялась из стали и состояла из 93-94 стальных одногребневых траков шириной 360 мм. О типе двигателя точные сведения также отсутствуют. Судя по всему, это мог быть бензиновый Maybach 108 TR или Maybach 108TRL (12-цилиндровые, V-образные, 4-тактные, с жидкостной системы охлаждения) мощностью 250 и 300 л.с. соответственно. На немецких танках ёмкость бака составляла 320 л.с. Форма бронезащиы моторно-трансмиссионного отделения была полностью изменена, хотя число и расположение люков для доступа к двигателю и другим агрегатам оставили без изменений.
Опытный образец самоходной гаубицы был собран той же весной 1942 года. На полигонных испытаниях СГ-122(А) прошла по гравийному шоссе и пересеченной местности в общей сложности 480 км, не вызвав особых нареканий в плане ходовых качеств. Затем был проведён успешный отстрел артсистемы с открытых и закрытых позиций (сделано 66 выстрелов), подтвердивших правильность выбора в пользу гаубицы М-30. Вместе с тем, комиссия из представителей техотдела НКВ и отдела главного конструктора НКТП отметила большое количество недостатков, главными среди которых были:
Поскольку необходимость в САУ огневой поддержки ощущалась в 1942 году как никогда сильно НКВ отдало распоряжение об изготовлении модернизированного варианта СГ-122(А), на котором будут устранены выявленные недоработки. В частности, из-за недостатка трофейных штурмовых орудий StuG III, рекомендовалось использовать для постройки самоходок ходовую часть средних танков Pz.III. Кроме заметно большего количества эти машины обладали нижними бортовыми люками, упрощавшими покидае экипажем машины в аварийной ситуации.
После рассмотрения недостатков и доработки проекта завод № 592 изготовил два улучшенных варианта СГ-122(А), отличавшихся типом примененного шасси (штурмового орудия и танка PzKpfw III), которые имели следующие отличия от прототипа:
Улучшенный вариант СГ-122(А), помимо этого, отличался совершенно новой бронированной максой орудия, которая была более приспособлена для серийного выпуска, чем прежняя, а также лучше защищала от пуль и осколков. Это позволило обойтись без громоздких боковых щитов, затруднявших обслуживание машины и перегружавших передние опорные катки.
Заказ на 10 самоходок был получен в сентябре 1942 года, однако установить точное количество собранных СГ-122(А) не представляется возможным. По утверждениям сотрудников завода №592 самоходные гаубицы на немецких шасси стали отгружать ещё в марте 1942 г., указывая при этом, что немецкие моторы не желали заводится на морозе и механикам приходилось заливать в карбюраторы горящий бензин, чтобы реанимировать их. Впрочем, здесь не уточняется, что это были за СГ-122(А), ведь принятая НКВ модификация появилась только в конце весны. Возможно, здесь имеет место ошибка и речь шла о самоходках СУ-С-1, которые военпреды принимали как раз в марте 1943 г. Точно можно говорить о двух опытных машинах на шасси Pz.III и Pz.IV, а третья была изготовлена к 15 ноября 1942 года (две САУ относились к “улучшенной” версии). Впоследствии одна предсерийная СГ-122(А) была доставлена на Гороховецкий артиллерийский полигон для проведения сравнительных Государственных испытаний с самоходкой У-35 конструкции Уралмашзавода. В результате САУ на шасси танка Т-34 была признана безусловным победителем, что повлекло за собой отмену заказа на СГ-122(А). Так что к утверждениям о том, что "было выпущено около 20 самоходок СГ-122, которые эпизодически применялись в боях 1943-45 гг." надо относиться скептически. Кстати, вариант СГ-122 на шасси среднего танка Т-34, изготовленный усилиями специалистов завода №592, также оказался не особо удачным и проиграл будущему СУ-122. ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ САМОХОДНОЙ АРТИЛЛЕРИЙСКОЙ УСТАНОВКИ
На главную |